Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2019 / 01 / Конкурсы. История гордости и разочарований

Биеннале

Конкурсы. История гордости и разочарований

Даниил Веретенников,

аспирант кафедры Градостроительства СПбГАСУ

Петербургская культура проектных конкурсов переживает затяжной кризис. Глубину проблемы наглядно отражают следующие цифры: из семидесяти публичных конкурсов в сфере архитектуры, градостроительства и средового дизайна, проведенных в нашем городе после 1991 года, только шесть завершились практической реализацией близко к проекту-победителю. Особенно остро этот показатель воспринимается в сравнении с Москвой, где в последние годы реализацией заканчивается более половины всех проводимых в городе конкурсов.

В РАМКАХ БИЕННАЛЕ ПРОШЕЛ КРУГЛЫЙ СТОЛ «АРХИТЕКТУРНЫЕ КОНКУРСЫ В ДЕВЕЛОПЕРСКИХ ПРОЕКТАХ: МАРКЕТИНГОВЫЙ ХОД ИЛИ НОВЫЙ ВЗГЛЯД?»

В институте архитектурного конкурса разочаровываются не только участники, но и заказчики. С каждой новой неудачей все ниже падает доверие к самой идее публичного соревнования. В итоге в профессиональном сообществе конкурс стал восприниматься в лучшем случае как повод для дискуссии о какой-либо важной городской проблеме, а в худшем – как очередная рекламная шумиха и повод «засветиться». Главная же миссия конкурса – нахождение наилучшего решения архитектурной задачи – выполняется лишь в исключительных случаях.

 Одной из причин сложившейся ситуации является «нелегитимное» положение проектных конкурсов, обусловленное отсутствием правовой базы для их проведения. В Градостроительном кодексе проектные конкурсы не упоминаются вовсе, а в законе «Об архитектурной деятельности в РФ» сообщается лишь, что в случае организации конкурса порядок его проведения определяется региональными органами архитектуры и градостроительства. В Санкт-Петербурге до 2016 года действовало «Положение о градостроительных и архитектурных конкурсах», но после упразднения не было заменено аналогичным нормативным актом.

 Правовой силы не имеет и предмет конкурсного проектирования: таких понятий, как «градостроительная концепция» или «эскиз архитектурного проекта» юридически не существует, а потому невозможно требовать от заказчика применения результатов конкурса при разработке проектной документации. В то же время, проведение конкурса на стадию АР невозможно: столь объемные ресурсозатраты на проект, который заказчик еще даже не видел, – это абсурд. Конкурсная практика является по сути необязательной и неформальной процедурой, в результате которой выбираются картинки без определенного статуса; победитель не имеет никакой гарантии на дальнейшее участие в проекте, а заказчик не несет ответственности за принятое решение.

 Несмотря на такое внесистемное положение, общее количество конкурсов год от года понемногу растет. Казалось бы, эта тенденция не может не радовать, но при внимательном рассмотрении оказывается, что все чаще объектами конкурсов становятся малые архитектурные формы, открытые общественные пространства и чисто «бумажные» концепции, не предназначенные к практической реализации. В том, что конкурс применяется в небольших или визионерских проектах, нет ничего плохого, но не может не огорчать тот факт, что он все реже становится инструментом решения по-настоящему знаковых градостроительных задач. К счастливым исключениям в Петербурге можно отнести лишь новый терминал аэропорта «Пулково» и стадион на Крестовском острове. Впрочем, учитывая скандальную репутацию последнего, его тоже трудно назвать успешным проектом.

 На ранних этапах развития многих ответственных и социально значимых объектов в городе по-прежнему проводятся профессиональные конкурсы, но по разным причинам проект либо не доживает до реализации («Набережная Европы», зоопарк в Юнтолово, Дворец науки и техники школьников и др.), либо разрабатывается заново на внеконкурсной основе (Вторая сцена Мариинского театра, «Балтийская жемчужина», «Судебный квартал» и др.).

 Родовой недуг петербургской конкурсной практики – постоянные нарушения Условий конкурса. Этот документ призван регулировать порядок проведения всех процедур от объявления соревнования до выплаты вознаграждения победителю, но в условиях правовой неопределенности самого конкурсного процесса он не может гарантировать соблюдения прав всех заинтересованных сторон.

 Другая проблема – недостатки программы конкурса (технического задания на проектирование). Бытует мнение, что хорошо разработанное задание – это наполовину найденное проектное решение, и, учитывая чрезвычайную сложность и многослойность всех исследований, необходимых для последующего проектирования, это нельзя назвать преувеличением. Неполнота включенной в техническое задание информации, а также желание сэкономить на проведении предпроектных исследований чревато тем, что представленные на конкурс проекты окажутся нежизнеспособны.

 Законодательно интегрировать конкурсный метод принятия решений в систему градостроительной деятельности, установить региональные Правила проведения проектных конкурсов – шаг необходимый, но для того, чтобы вернуть доверие к конкурсной практике, его одного будет недостаточно. Опыт зарубежных городов, а также Москвы, где конкурсы демонстрирует бОльшую успешность, говорит о том, что для эффективной работы метода необходимы не столько законы, сколько институты. Речь идет об агентствах, которые могут выступать операторами конкурсов. В функции оператора входит организация и мониторинг всех внутренних процедур, формирование экспертного штаба и коллегии жюри, технический контроль поступающих на конкурс заявок, информационная поддержка участников и, что наиболее ответственно и трудоёмко, составление технического задания на проектирование. Такими операторами могут быть Союзы архитекторов или иные профессиональные объединения; в Санкт-Петербурге большинство проектных конкурсов организуется непосредственно заказчиком либо Комитетом по градостроительству и архитектуре. Нарастающее количество проходящих в городе архитектурных соревнований и удручающая статистика их результативности наталкивают на мысль, что городу необходим высококлассный конкурсный оператор. В оптимальном сценарии им должно стать стратегическое агентство, специализирующееся на аналитике в области недвижимости и вопросах городского пространственно-экономического развития, достаточно компетентное для того, чтобы разработать исчерпывающее техническое задание.

***

 Благодаря архитектурным конкурсам Петербург обрел множество памятников, ставших его символами и предметом гордости горожан. Казанский собор и Спас на Крови, памятник Екатерине II на площади Островского и Александровская колонна, Дворцовый и Троицкий мосты, Хоральная синагога и Соборная мечеть, Витебский вокзал и Этнографический музей, дворец культуры имени Горького и Дом Советов – все это и многое другое появилось в городе в результате проведения архитектурных конкурсов, которые за прошедшие три столетия стали неотъемлемой частью культурной жизни Петербурга, витриной его художественных достижений. Хочется верить, что в наших силах восстановить высокий уровень проведения конкурсов и вернуть институту публичного профессионального соревнования прежний авторитет.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020