Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2019 / 01 / Жить или доживать

Биеннале

Жить или доживать

Ю.К. Шаменко,

архитектор, директор ООО «АПСЦ»СО-ПИР»

На биеннале «Архитектура Петербурга 2019» прозвучал привычный вопрос, по-прежнему не имеющий пока ответа (во всяком случае на поверхности): как жить, развиваться историческому центру Санкт-Петербурга? Эта статья – реакция на заключение об отсутствии ответов на стоящие перед городом задачи сбережения и развития исторического центра по завершению одного из круглых столов.  

Поначалу мучали сомнения: не напишешь - обидишь архитекторов, которые и так все понимают и не одобряют поучений. Напишешь - обидятся другие. Наверное, лучше задеть чужих, чем своих…

Любые, даже самые сложные вопросы имеют свои ответы, и не только в теории! И не надо ждать гениальных идей и творческих озарений. Надо просто применить правильную методику, позволяющую буквально вычислить необходимые решения. В данном случае это должны быть стратегические решения, которые столь необходимы городу, чтобы избавить его от непродуманных законодательных крайностей и обеспечить полноценное процветание его центральной части, сохранение сложившегося облика и жизнь в нем удобную для всех групп и слоев населения. Большинство архитекторов в большей или меньшей степени так и поступают, определяя прием очередного архитектурного проекта, анализируют исходные данные и ситуацию. Распространенный подход (во всяком случае должен быть таковым), в котором используется равнодушная аналитика, а не интуиция и уж тем более никак не «примерка» подходящего решения. Правильно найденный прием – половина успеха. Вот и попробуем построить хотя бы цепочку стратегической логики, опираясь на очевидные для большинства моменты.

 Итак,

 Постулат 1. За отправную точку можно принять утверждение, что наш исторический центр неимоверно красив и неповторимо индивидуален. Это постулат, признанный и городским и мировым сообществом. По сути это визуальный ряд (в упрощенной терминологии), который всем нравится.

 Постулат 2. Визуальный ряд, который является историческим, а значит сложившимся, и всем нравится именно этот сложившийся визуальный ряд. А если в него вносить изменения, то это будет уже другой визуальный ряд, может быть даже лучше, но другой. Другой можно создавать в другом месте, а этот сохранять неизменно! Вот и первое заключение, и все дискуссии, если такие еще происходят по этой части, можно прекратить. Это заключение тоже является постулатом и (назовем его постулат 2.) вывод, который противоречит моему собственному мнению, что допустимо создавать в историческом центре яркие, в первую очередь градостроительные акценты, обогащая среду, продолжая традиции города переваривать новую архитектуру, талантливо использующую характерные черты архитектуры центра города, при условии, что и согласовывать эти решения будут не менее талантливые профессионалы и только. Как пример можно привести не состоявшийся проект, победивший в конкурсе «Мариинка-2». Такой подход, думается, не будет противоречить постулату 2.

 Постулат 3. Если сохранять визуальный ряд, а он состоит из объемов и пространств между ними совершенно конкретного размера, тогда и то, что в него может вместиться, неминуемо должно быть неизменным, т.е. остановиться в своем росте – постулат 3 

 Постулат 4. Но житие в городе развивается и требует комфортного уровня проживания, соответствующего сегодняшнему уровню развития цивилизации, что является и первостепенной задачей государства – постулат 4.

 Постулат 5. А для обеспечения комфортного проживания, требуется, в первую очередь, решение проблем транспортной инфраструктуры.

 Количество автомобилей растет по экспоненте. Если пытаться прокладывать новые транспортные артерии (любые: дублирующие, скоростные и т.д.), то нарушаются первые два постулата. Но не менее важно – не успеем оглянуться, как они точно так же переполнятся и «накачают» новых суточных мигрантов и жителей, ищущих свои щели. Конец известен – коллапс!

 Пока мы не начали летать в шесть рядов по вертикали на беспилотниках, остается одно – почистить транспортные артерии. Т.е. поэтапно (поквартально, по мере насыщения паркингами) убрать возможность парковки вдоль проезжей части улиц и во дворах – постулат 5.

 Как этого добиться?

  •  контролировать создание новых рабочих мест, отдавая предпочтение социальной сфере до полного ее насыщения.
  •  строительство паркингов для обслуживания в первую очередь жителей из расчета их количества. Для этого передавать инвесторам под паркинги на безвозмездной основе здания внутриквартальной застройки или вдоль красных линий (а скорее всего здание целиком с лицевым флигелем, дворовыми флигелями и двором), с сохранением фасадов при строительстве, с участием администрации в расселении, когда это необходимо и возможно, а также в финансировании в размерах, необходимых для обеспечения разумного рыночного уровня окупаемости у инвестора.
  •  организовать жесткий контроль за паркованием. Телекамеры, служба быстрого реагирования. Разрешенные случаи: экстренные службы, разгрузка-погрузка. 
  •  создание перехватывающих парковок, паркингов для суточных мигрантов.
  •  развивать общественный транспорт.

 Постулат 6. Наконец, последний постулат – комфортное проживание не может быть без                качественного жилья. Это «здоровые» во всех аспектах дома и прилегающие территории и нормативный минимум у всех малообеспеченных.

 Что может послужить катализатором для процесса оздоровления внутриквартальной застройки центра, привлечению инвестиций в этот процесс? Люди пойдут туда, где будет создана благоустроенная современная, креативная среда и точки притяжения. Начинать, конечно, должен бюджет, затягивая пешеходные зоны в кварталы, находя и создавая свободные места или здания под «точки притяжения» (гостиницы, учебные, выставочные, музейные и т.п. центры и комплексы), отдавая их инвесторам, застройщикам (если им нечего будет делать на улицах, возьмутся за дворы):

  •  смело перестраивать, реконструировать, заменять на новые
  •  делать современнейшую архитектуру, запоминающуюся и будоражащую воображение
  •  менять дворовые фасады лицевых флигелей
  •  поворачивать существующие кафе и т.п.  лицом во двор
  •  перекрывать дворы-колодцы
  •  поднимать уровень дворов, создавая пространства под подземные паркинги
  •  насыщать инфраструктуру, услуги.
  •  создавать новые функции, а не только «мертвые возможности» для них
  •  и т.д.

 Смело работать, но, конечно, с оглядкой на историю и бережным к ней отношением.

 Все на основе открытых конкурсов. Это широкое поле деятельности для архитектурного сообщества, маститых и молодых зодчих, способных создавать архитектуру мирового уровня.

 Улицы должны отдохнуть, стройка должна переместиться во внутрь организма города. С лицом у нас более-менее, благодаря предшественникам, все в порядке. Внутренние органы страдают!

 Вот такой вполне однозначный ответ, логическая цепочка, еще раз определяющая, чего мы хотим и что делать для того, чтобы исторический центр Санкт-Петербурга жил.     

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020