Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2022 / 01 / Борис Михайлович Кириков (1948-2022)

Памяти мастера

Борис Михайлович Кириков (1948-2022)

Санкт-Петербургский союз архитекторов понес тяжелую утрату: 9 августа сего года не стало Бориса Михайловича Кирикова, активного участника жизни Союза архитекторов, чрезвычайно дорожившего своим членством в архитектурном сообществе, ценившего труд зодчих и считавшего их «небожителями».

Сам он, окончивший Ленинградский университет по специальности «историк искусства», всю жизнь пронес любовь и преданность архитектуре. Стал известным и авторитетным историком архитектуры, имя которого знакомо и высоко оценено широким кругом читателей нашего города и далеко за его пределами, признанным специалистом по всем периодам архитектуры Петербурга: от барокко до авангарда и советского модернизма. Почетный член Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), член правления СПб Союза архитекторов, член правления Всемирного клуба петербуржцев, член Градостроительного совета и Совета по охране культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, заслуженный работник культуры Российской федерации, лауреат Анциферовской премии «За общий вклад в современное петербурговедение», обладатель «Золотого знака» смотра-конкурса «Лучшее печатное издание об архитектуре и архитекторах» Международного фестиваля «Зодчество-2015», лауреат премии имени академика Д. С. Лихачева «За выдающийся вклад в сохранение историко-культурного наследия России» 2021 г. Эти далеко не все перечисленные звания и заслуги – оценка более чем полувековой плодотворной деятельности Б. М. Кирикова. Книги его без преувеличения стали настольными для людей, интересующихся историей Петербурга и любящих свой город.

Хочется привести слова другого выдающегося специалиста Владимира Григорьевича Лисовского: «Как старший коллега считаю, что Б. М. Кирикова уверенно можно поставить в один ряд с авторитетными, плодотворно работавшими в прошлом или продолжающими трудиться и ныне исследователями отечественного зодчества – И. А. Бартеневым, Н. Ф. Хомутецким, А. Н. Петровым, В. И. Пилявским, А. Л. Пуниным, Е. И. Кириченко».

Коренной петербуржец в четвертом поколении, Б. М. Кириков большую часть жизни провел в самом сердце исторического центра города: родился в «Снегиревке», жил в доме № 82 по Невскому проспекту, учился в школе на улице Маяковского, поблизости от которой жили его друзья-одноклассники, о которых он часто любил вспоминать и среди которых был лидером. Еще в детстве Борис выбрал свой профессиональный путь, который стал основным смыслом жизни. Он устраивал в школе олимпиады, читал лекции по истории архитектуры, ходил с друзьями и один по городу, узнавая его улицы и дома. Надо сказать, что его отец Михаил Константинович Кириков, инженер, преподаватель ЛИТМО, естественно, надеялся, что сын пойдет по его стопам, но не навязывал выбор жизненного пути.

После окончания школы Борис поступил на исторический факультет Ленинградского государственного университета по специальности «история искусства». Как вспоминает он сам: «Конкурс на кафедру истории искусств оказался в 1966 г. очень высоким: более 50 претендентов на место. Незадолго до этого школьную программу сократили с 11 до 10 классов, и в тот год состоялись одновременно два выпуска. Пробивались абитуриенты разными способами. Мне, надо думать, помогли занятия в школьном кружке при кафедре». Помогли еще блестящие знания литературы об архитектуре Петербурга, которыми он поразил членов приемной комиссии, не только перечислив названия и авторов, но и вспомнив цитаты и количество страниц в каждой книге.

Университетское обучение у блестящей плеяды преподавателей дало свои результаты. Особенно повлиял на формирование профессиональных занятий будущего исследователя выдающийся историк архитектуры Юрий Михайлович Денисов. «Для меня приоритетом стала архитектура России ХIХ – начала ХХ в. Я старался выбирать малоизвестные сюжеты (на первом курсе моим героем стал М. М. Перетяткович). Писалось тогда легко, по 200 страниц и больше, и неизменно моему руководителю Юрию Михайловичу Денисову приходилось знакомиться с этими многословными сочинениями». Именно этот петербургский зодчий, рассказы о котором впитывал он от деда Константина Ивановича (работавшего чертежником у М. М. Перетятковича), стал первым и последним героем Бориса Михайловича. В самые последние дни он успел закончить и сдать рукопись о Перетятковиче издательству «Коло», плодотворное сотрудничество с которым связывало долгие годы.

После окончания университета с 1969 г. он более 20 лет работал в Государственном музее истории Ленинграда, изучая новые для историко-архитектурной науки периоды эклектики, модерна и неоклассицизма. А в реальной практике спасал со своими коллегами от уничтожения архитектурные детали и предметы интерьеров старых петербургских домов, исчезавших при капремонте жилого фонда. Находки стали основой экспозиции, посвященной архитектуре Петербурга – Петрограда ХVIII –начала ХХ вв., разместившейся в Инженерном доме Петропавловской крепости. Это было событием в культурной жизни города.

Тогда же по личной инициативе совместно с другим выдающимся энтузиастом А. М. Гинзбургом, лауреатом Ленинской премии, занявшимся на пенсии исследованием петербургской архитектуры, он выполнил сплошную атрибуцию исторической застройки города, собрал и систематизировал сведения о более чем полутора тысячах петербургских архитекторов. Это в дальнейшем послужило основой для редактирования и публикации справочника «Архитекторы-строители середины ХIХ – начала ХХ века». Этот справочник не только стал настольным, но и базовой основой не только для историков и архитекторов. Думается, что переиздание этого откорректированного им справочника было бы актуально и в наши дни.

В 1991–1996 гг. в должности заместителя директора Борис Михайлович наладил систематическую издательскую деятельность. По его инициативе и под его началом начали выходить «Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга» и историко-краеведческий альманах ГМИ СПБ «Краеведческие записки».

В годы развития международных контактов он стал первым председателем Российского отделения DOCOMOMO – международной организации по изучению наследия Современного движения в архитектуре, участником Международной ассоциации «Еврокультура», членом президиума петербургского отделения Российской фонда культуры. Вместе с отечественными и зарубежными коллегами он осуществил прорыв в сфере международных культурных связей и повышении международного статуса исторического наследия Санкт-Петербурга – Ленинграда.

В 1996–2008 гг. он перешел в должность заместителя председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга. Под его руководством поднят и введен в научный оборот и практику огромный пласт культурного достояния Санкт-Петербурга. В эти годы создан наиболее полный и научно обоснованный перечень расположенных в городе объектов культурного наследия. Этот период можно назвать героическим в сфере охраны петербургского культурного наследия. Велось тотальное обследование всей исторической застройки, кропотливая работа по составлению и корректировке официальных списков с сопутствующей документацией. В нашем городе первым в стране был опубликован в двух томах документированный список памятников истории и культуры и объектов исторической застройки. Этот период стал также одним из самых значительных в издательской деятельности КГИОП, возобновившим издание сборника «Памятники истории и культуры С.-Петербурга», где Борис Михайлович был организатором и научным редактором. Тогда же начали выходить под его редакцией издания «Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга» по петербургским районам: Василеостровский район, Петроградский, Адмиралтейский…

В 2003 г. он защитил кандидатскую диссертацию по творчеству архитектора Александра Дмитриева, которого глубоко изучал еще начиная со студенческих лет, посвятив ряд статей и две монографии. Работе над докторской он не мог уделить внимания, отдавая предпочтение работе над монографиями, что считал более существенным. По сути, его можно отнести, как отметила академик М. В. Нащокина, к когорте почетных докторов (лат. honoris causa – «ради почёта», сокращённо h.c. – степень доктора наук или доктора искусств (англ.) … без защиты диссертации, присуждаемая на основании значительных заслуг соискателя перед наукой или культурой).

Покинул свой пост в КГИОП Борис Михайлович сразу же, достигнув пенсионного возраста, так как целиком хотел посвятить себя творчеству – не только искусствоведению, но и литературе. Писать стихи он начал еще в юности и мечтал о литературной карьере, но из всего поэтического арсенала успел издать только небольшую часть – сборник стихов «Осень» (2019).

В 2009–2015 гг. в качестве директора Санкт-Петербургского филиала Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) он сумел собрать небольшой, но сплоченный и профессиональный коллектив. Будучи членом многих коллегиальных органов и общественных организаций, Б. М. Кириков принимал непосредственное участие в сохранении памятников истории и культуры нашего города. Среди прочих обязанностей, он очень ценил членство в Союзе архитекторов, охотно выступал со статьями на самые животрепещущие темы в «Архитектурном Петербурге». Особенно его волновала судьба наиболее уязвимого и подверженного риску наследия советского периода 1960–1980-х гг. Он представил в Союз архитекторов и вынес на обсуждение первоочередной список памятников послевоенных лет.

Уход Бориса Михайловича вызвал большой резонанс в общественной жизни и профессиональной сфере. Хочу выразить признательность его друзьям и коллегам, проводившим в последний путь, сказавшим много теплых слов и в день его рождения опубликовавших замечательные статьи: М. В. Нащокиной, С. С. Левошко, Д. Иванову.

В свою очередь, я тоже хочу поделиться личными впечатлениями. Меня как свидетельницу повседневной жизни и трудов Бориса Михайловича всегда поражало неутомимое стремление к ежедневной работе, даже несмотря на тяжелую болезнь последних месяцев. Только за письменным столом он чувствовал себя уверенным, в гармонии с миром. Все тексты он писал от руки, не признавая компьютера, твердым четким почерком, без помарок, оставляя сбоку поля для правок. Переписывал он много раз, доводя до совершенства. Трудно представить, но Кириков – автор более 600 публикаций и 40 монографий, которые не только написаны от руки, но и переписаны не один раз! Блестящее владение пером сочетается в его работах с точным анализом и фундаментальными знаниями.

Мне посчастливилось работать с ним над такими книгами, как «Петербург немецких архитекторов. От барокко до авангарда», «Архитектура ленинградского авангарда», «Памятники промышленной архитектуры». Это было трудное счастье – работа с ним в соавторстве, поскольку он был крайне требователен к себе и другим.

Также не признавал он и компьютерного проектирования, замечая его результаты в реальных постройках. Изучать город, обходя дом за домом, было его любимым занятием. На прогулках с ним можно было спросить наугад про каждый дом и услышать точный ответ об авторе и годах постройки, не говоря уж о стилистике и архитектурных особенностях. Причем он знал самые затаенные уголки, дворы и парадные с неожиданными лестничными маршами и чудом сохранившимися витражами.
Как в комнату свою
Вхожу в его тылы
И чувствуя, что путник
не случайный
Мне открывают душу
Темные дворы
И подворотни посвящают
в тайны. 

Маршруты наших зарубежных поездок также всегда были связаны с архитектурой. Интересы и труды далеко не ограничивались Петербургом и пределами России. Больше всего он стремился в Италию, а наблюдения соотносил со своими знаниями, применяя при архитектурном анализе. Помнится, насколько были сильны его эмоции в Виченце при посещении палладианских шедевров. В его публикациях всегда прослеживаются широкий диапазон знаний и понятие общемирового контекста. В архитектурных описаниях он находил параллели, истоки, взаимовлияния. Об этом свидетельствуют даже названия сюжетов: «Центральная акватория Невы и Бачино Сан Марко», «Прообразы композиции Петропавловского собора», «Отто Вагнер и становление петербургского модерна» и многие другие.

Яркий, харизматичный человек, замечательный рассказчик, обладатель феноменальной памяти, он умел располагать к себе окружающих, умел дружить. Всегда интересно было слушать его остроумные и живые воспоминания о школьных годах, рассказы о футбольных баталиях (увлечение футболом он пронес через все годы, зная все главные матчи, игроков и голы). Профессиональные контакты становились дружескими. В день его рождения 4 октября собрались люди, вспоминавшие Бориса Михайловича с неподдельной теплотой и любовью, которую он заслужил в течение всей своей жизни. Память о нем будет жить долго и воплотится в издании и переиздании его научных трудов, стихов, телевизионных передач и осуществится его предвидение:
Пройдут года – написанное
мной
Вы собирать начнете
по крупицам
И задавать ученикам-тупицам
Прочитывать написанное мной.

В скором времени выйдут две его последние монографии о зодчих А. И. фон Гогене и М. М. Перетятковиче. Хочется поддержать предложения коллег составить и опубликовать сборник воспоминаний о большом ученом и яркой личности – Борисе Михайловиче Кирикове.

М. С. Штиглиц

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020