Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2022 / 01 / Новости градостроительного регулирования

Новости градостроительного регулирования

Новости градостроительного регулирования

А.Ю. Ананченко

архитектор, председатель Совета по законодательству и профессиональной деятельности Санкт-Петербургского союза архитекторов

НОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ «АРХИТЕКТОР» И «СПЕЦИАЛИСТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНО- СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ» С 01.09.2022

Действовавшим с 19.04.2021 до 01.09.2022 профстандартом «Специалист по организации архитектурно-строительного проектирования» (Приказ Минтруда России от № 257н) под специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, в полном соответствии со Статьей 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ, понимались Главный инженер проекта и Главный архитектор проекта (7-й уровень квалификации). С 01.09.2022 Минтруда ввел в действие новый профстандарт с таким же названием («Специалист по организации архитектурно-строительного проектирования», приказ Минтруда России 21.04.2022 № 228н). В новом стандарте под специалистом по организации архитектурно–строительного проектирования понимается почему-то только Главный инженер проекта (ГИП), что самым явным образом нарушает положения Статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ. Также с 01.09.2022 приказом Минтруда России от 06.04.2022 № 202н вводится новый профстандарт с таким же названием «Архитектор», взамен действовавшего с 2017 г. Здесь устанавливаются должностные обязанности, в том числе, Главного архитектора проекта (ГАП). К сожалению, как и предыдущая версия стандарта, новая редакция содержит ряд системных разночтений с действующим федеральным законодательством. В частности, установлены требования по разработке «эскизного архитектурного проекта», в то время как такой этап проектной подготовки законодательством не предусмотрен, состав и содержание работ и необходимость согласований не установлены, что в итоге неизбежно провоцирует конфликт интересов. Не менее болезненно выглядит требование «Планирование и контроль осуществления мероприятий… по устранению дефектов в период эксплуатации объекта», т. е. на многие десятилетия после ввода объекта в эксплуатацию. Эта норма откровенно противоречит ст. 755 Гражданского Кодекса Российской Федерации (Часть вторая, 14-ФЗ от 26.01.1996), где такого рода ответственность устанавливается только на гарантийный период эксплуатации. Новыми стандартами в качестве особых условий допуска к работе ГАПов и ГИПов указана необходимость прохождения не реже одного раза в пять лет независимой оценки квалификации.

«НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ (НОК) ГЛАВНЫХ АРХИТЕКТОРОВ И ГЛАВНЫХ ИНЖЕНЕРОВ ПРОЕКТА (ГАП, ГИП) С 01.09.2022 Г.»

Градостроительным кодексом Российской Федерации (190-ФЗ от 29.12.2004, ред. 30.12.2021) с 1 сентября 2022 года для специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования – Главных архитекторов и Главных инженеров проекта установлено обязательное для регистрации в Национальном реестре специалистов (НРС) требование – периодическая независимая оценка квалификации с помощью экзамена, проводимого аккредитованными структурами (Центры оценки квалификации – ЦОК, в данном случае в рамках полномочий «Совета по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования» при Национальном объединении саморегулируемых организаций, выполняющих инженерные изыскания и осуществляющих подготовку проектной документации НОПРИЗ). Приказом Минстроя России от 15.04.2022 № 286/пр (вступил в силу 01.09.2022) установлены требования по независимой оценке квалификации (НОК) ГАПов и ГИПов, в том числе пониженные требования к стажу профессиональной деятельности (5 лет при прохождении экзамена НОК), а также условия исключения сведений о ГАПах и ГИПах из НРС при отсутствии в установленный срок данных о прохождении экзамена НОК. Однако следующим приказом Минстроя от 15.04.2022 № 286/пр (также вступил в силу 01.09.2022) срок прохождения обязательной независимой оценки квалификации ГАПов и ГИПов перенесен на 12 месяцев, т. е. до 01.09.2023.

НОВЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СТАНДАРТОВ И СВОДОВ ПРАВИЛ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ С 01.09.2022

С 1 сентября 2022 года вступает в силу новая редакция Постановления Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Остается только один ГОСТ и четыре Свода правил обязательного применения:
– ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения»;
– СП 20.13330.2016 «СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия»;
– СП 28.13330.2017 «СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии»;
– СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
– СП 131.13330.2020 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология».

Остальные СП и национальные стандарты переходят в разряд добровольных. Основание – Постановление Правительства России № 914 от 20 мая 2022 г. Таким образом, частично реализуются положения 5-й части Программы Союза архитекторов России «Стратегия-16» (Техническое регулирование и нормирование в сфере градостроительных отношений) о переходе к документам по стандартизации добровольного применения.

23 сентября Минстроем России внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации», которым предлагается исключить Специальные технические условия как документ, обязательный в случаях отступления при проектировании от норм обязательного применения, недостаточности таких норм или их отсутствия, а также наделить Минстрой правом утверждения Перечня национальных стандартов и сводов правил. Совершенно очевидно, ожидается актуализация всей законодательной и подзаконной базы, связанной с градостроительным нормированием.

НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 16.02.2008 № 87 «О СОСТАВЕ РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯХ К ИХ СОДЕРЖАНИЮ» С 01.09.2022

Также с 1 сентября 2022 года вступает в силу новая редакция Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Здесь изменения исключительно важны. Отмечаю, что наконец-то требования к составу и содержанию ПД приводятся в соответствие с межгосударственным стандартом ГОСТ 21.001-2013 «Система проектной документации для строительства (СПДС). Общие положения» (для этого, как видно из даты принятия ГОСТа, потребовалось 9 (!!) лет), и, наконец, учитываются требования Градостроительного кодекса (в частности, раздельные требования к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капстроительства). Кроме того, исключаются многочисленные глупости (например, раздел 4 ПД будет называться «Конструктивные решения», а раздел 3 – «Объемно-планировочные и архитектурные решения», что и требовалось доказать, и на что Минстрой и ранее Минрегион потратили 14 (!!!) лет); технологические решения выносятся из решений инженерных в самостоятельный раздел, сделано и многое другое, кардинально меняющее подходы к формированию ПД. Кстати, из общей части ППРФ-87 исключено требование о разработке и утверждении Специальных технических условий в случаях, указанных в п. 3.3. Изменения внесены Постановлением Правительства России от 27.05.2022 № 963.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020