Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2023 / 01 / «Архитектон» MMXXIII

Архитектон

«Архитектон» MMXXIII

13–17 сентября 2023 года в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге состоялось самое значимое в архитектурной жизни Петербурга в уходящем году событие – архитектурный фестиваль «Архитектон».

Иллюстрация_№1

ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ

Организатор фестиваля – Санкт-Петербургский союз архитекторов под руководством его президента Владимира Григорьева. Кураторами выступили архитектор Георгий Снежкин и продюсер Лиза Савина при непосредственном участии архитекторов Сергея Падалко и Антона Головина. 

В названии фестиваля использован термин, который придумал и ввел Казимир Малевич в 1923 году. Архитектоны – это супрематические архитектурные модели из врезающихся друг в друга геометрических фигур. Они не имели утилитарного значения и являли собой части нового «супрематического ордера», который, по мысли Малевича, должен был стать основой архитектуры будущего.

Впервые в истории, которую профессиональный смотр-конкурс «Архитектон» ведет с начала ХХI века, он был проведен в формате масштабного фестиваля, включающего в себя форум, премию, выставки и программы паблик-арта.

Форум стал местом встречи и диалога участников современных архитектурных процессов в городе – профессиональных школ и университетов, известных бюро и молодых архитекторов.

В рамках форума на протяжении всех фестивальных дней проходили дискуссии и лекции с участием архитекторов, урбанистов, архитектурных критиков, девелоперов, культурных и общественных организаций.

Наряду с форумом смыслообразующим блоком фестиваля стала выставка «Архитектон». Выставка визуализировала архитектурные процессы и преемственность поколений. Центром экспозиции стал коллективный «кабинет архитектора», где разместились архитектурные реликвии, артефакты и рабочие инструменты.

Важным событием фестиваля стало вручение премии «Архитектон». Этой осенью профессиональный смотр-конкурс был проведен в новом формате. Премия не только поощрила лучшие архитектурные произведения, созданные за последние четыре года, но и привлекла внимание общества и лидеров индустрии к лучшим образцам современной архитектуры. Она продемонстрировала публике актуальный срез и объективное положение дел в профессии архитектора. К участию в конкурсе были приглашены архитекторы и архитектурные мастерские, зарегистрированные в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также архитекторы и архитектурные мастерские, выполнившие проект или постройку на территории этих регионов.

В жюри смотра-конкурса вошли архитекторы Дмитрий Швидковский, Олег Шапиро, Александр Цимайло, Николай Ляшенко, Тотан Кузембаев, Юрий Григорян, Эдуард Кубенский, урбанист Петр Кудрявцев, директор по развитию городской среды «ДОМ.РФ» Антон Финогенов, преподаватель МАРШ и основатель архитектурного бюро «Рождественка» Наринэ Тютчева, искусствовед, историк архитектуры Ксения Малич и главный редактор Archi.ru Юлия Тарабарина.

В программу фестиваля была включена видеопрезентация 16 успешных архитектурных мастерских Петербурга, среди которых «А.Лен», «Студия 44», «Архитектурная мастерская Мамошина», «Интерколумниум» и другие. Презентации демонстрировались в масштабном мультиплексе – многозальном кинотеатре, который занял центральное пространство первого этажа «Манежа». Видеоформат позволил участникам свободно формулировать свое высказывание на тему современной архитектуры и не ставил жестких рамок, помимо технических.

Еще один блок фестиваля – объединенная экспозиция петербургских архитектурных школ и университетов: Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Санкт-Петербургского Горного университета, Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, ИТМО и Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. Каждый день выставки, кроме последнего, был посвящен одной из высших школ, что позволило им в максимально развернутом формате раскрыть свои особенности и возможности. Школа дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург сделала открытую студию с приглашенными гостями, Академия Штиглица, Горный университет и Академия художеств представили работы студентов, а ИТМО показал свои разработки в области транспорта. Помимо экспозиционной части, кураторы школ приняли участие в практикуме и провели презентации на главной сцене форума.

Фестиваль «Архитектон» вышел за пределы Манежа – выставка «Магистрали» в рамках главной городской паблик-арт программы «Музейная линия» расположилась на площади у западного фасада ЦВЗ. Кураторы проекта пригласили молодых архитекторов придумать свои архитектоны. Самый масштабный архитектон был выполнен архитектурным бюро NTML из труб различного диаметра.

ТРАДИЦИИ. УСПЕХ. ПРОСВЕЩЕНИЕ

Это замечательно, что у нас есть традиции, причем насчитывающие многие годы. Это позволяет нам чувствовать свою сообщенность и единомыслие.

Наряду с «красной газетой» подобной традицией, пожалуй, такой же важной и интересной, является проведение фестиваля «Архитектон». Помимо повода архитекторам пообщаться и продемонстрировать свои лучшие работы, а также получить заслуженные награды и поощрения, главными задачами «Архитектона», как, впрочем, и других наших мероприятий, мы всегда ставили пропаганду архитектуры, в том числе нашей отечественной, и просвещение.

Именно поэтому новым составом президиума Правления Союза архитекторов мы поставили себе такую амбициозную, как модно говорить, но на самом деле действительно сложную и принципиально другого формата цель: сделать «Архитектон» масштабным городским мероприятием. Для этого было принято решение провести его не как обычно в стенах Дома архитектора, а задействовать одну из главных культурных площадок города – выставочный зал «Манеж».

У нас получилось. Получилось сделать в интересном и современном формате презентацию проектов и подготовить насыщенную событийную программу.

11 тысяч жителей города, не считая многочисленных студентов, посмотрели выставку и приняли участие в дискуссиях и мастер-классах.

Мне кажется, это успех. Успех всей команды организаторов и спонсоров фестиваля. Без их слаженной работы, взаимопонимания и взаимоуважения не получилось бы.

Огромное им за это спасибо. От меня лично и, я уверен, от жителей, неравнодушных к архитектуре, тоже!

Владимир Григорьев, президент Санкт-Петербургского союза архитекторов

ГОРОДУ И МИРУ

Самый, пожалуй, принципиальный с точки зрения организации премии момент – жюри на этом «Архитектоне» было максимально дистанцировано от участников фестиваля. Экспертами выступали авторитетные московские зодчие, педагоги, общественные деятели, журналисты, критики.

«Архитектон» изначально задумывался как профессиональная премия. Из года в год в залах Дома архитектора выставлялись планшеты, и архитекторы оценивали работу архитекторов. У истоков премии стояли наши старшие коллеги, в частности Владимир Васильевич Попов и Олег Сергеевич Романов. Со временем из исключительно петербургского «Архитектон» вырос в профессиональное событие регионального масштаба, и в последний предпандемийный год появилась номинация для проектов стран Балтии.

Однако узко цеховой характер премии привел к тому, что «Архитектон» оказался герметично замкнут в самом себе. А система оценки внутри профессионального сообщества по определению не обеспечивает абсолютной объективности оценок и характеристик применительно к своим товарищам. И, разумеется, выставка работ, которая проходит на планшетах в небольшом замкнутом пространстве Союза архитекторов, не предполагает большого потока посетителей и принцип открытости «городу и миру».  

Когда после окончания пандемии было решено возобновить «Архитектон», встала задача радикально обновить его, сменить формат и самой премии, и выставки, дающей представление о работе петербургских архитекторов. Петербургский союз архитекторов инициировал обсуждение нового формата. Антон Головин, отвечающий, как вице-президент Петербургского союза, за проведение «Архитектона», предложил членам творческой организации выступить с предложениями и инициативами по изменению премии. Я оказался чуть ли не единственным, изложившим свое видение на листе бумаги. На совещании у президента Союза по подготовке к «Архитектону» меня как автора сформулированной концепции назначили куратором.

Я включился в процесс подготовки, который уже вели В.А. Григорьев, О.С. Романов, Н.И. Явейн, А.С. Головин, вскоре к команде присоединился С.В. Падалко. Концепция сформировалась достаточно четко, оставались открытыми вопросы места проведения мероприятия и, самое главное, финансирования.

Дело пошло более активно, когда мы пригласили в команду в качестве сокуратора Лизу Савину, которая успешно провела ряд мероприятий высокого уровня. До ее прихода «Архитектоном» занимались только архитекторы, и была угроза, что премия не выйдет за рамки цеха. Это было правильное решение, потому что Лиза увидела концепцию с нового «фокуса» и помогла преобразовать ее с учетом «внешнего» взгляда.

Стало понятно, что «Архитектон» в новом формате должен проходить именно в Манеже, чтобы стать событием городского масштаба. Рассматривались и другие варианты локаций, например, Конюшенное ведомство, но Манеж был более статусным. И когда Никита Игоревич и Владимир Анатольевич решили основные организационно-финансовые вопросы, начался процесс непосредственно подготовки к фестивалю.  

Организаторы ставили задачу сблизить архитекторов и горожан. Показать городу как функционирует архитектурная индустрия, что может и не может зодчий, что строится в городе, как преобразуется его историческая часть... Мы хотели не просто представить весь спектр проектов мастерских, но и объяснить, чем хороши работы некоторых из них и почему они заслуживают особого внимания.

Сложно одним словом определить формат того, что было показано в Манеже в сентябре. Можно назвать прошедший «Архитектон» и фестивалем, и форумом, и премией, но событие вобрало в себя гораздо больше, чем каждая из этих частей.

Мы попытались представить все архитектурные школы Северной столицы. Получилось ярко и контрастно. Например, напротив расположились два вуза. Студенты ВШЭ вели трансляцию из оборудованной по последнему слову техники студии, а их визави из Академии художеств отмывали простой тушью капитель на листе ватмана.

Образовательная часть не ограничивалась профильными высшими учебными заведениями. В Манеже были и детские архитектурные школы – Общество юных архитекторов и У-ЧУ. На открытых занятиях этих школ в заключительный день «Архитектона» было негде яблоку упасть.  

Особого упоминания заслуживает кураторская часть «Архитектона». В ней были представлены три выставки: «Ленинградская школа: на пороге перемен», «Руины» и «Город с открытым кодом», которые интерпретируют прошлое, настоящее и будущее Петербурга.

Разнообразной и трогательной получилась инсталляция «Коллективный кабинет архитектора», для которой петербургские мастера принесли артефакты из своих бюро. 

Организаторам важно было обеспечить более тесную коммуникацию и внутри самого архитектурного сообщества. Помимо соревновательного аспекта, это еще и возможность посмотреть на свое творчество в ряду работ коллег, поставленных в равные условия, в том числе и на суд широкой публики. Это еще и место встреч, как и любой другой фестиваль, форум или выставка. К таким событиям профессионалы готовятся, приходят на них в приподнятом состоянии духа. Происходит неформальное общение с людьми, многие из которых в силу определенных причин давно не виделись.          

Форум предоставил возможность обсудить насущные вопросы и поспорить в соответствующей тематике и моменту атмосфере. Например, я проводил две дискуссии, одна из которых была о провале в архитектуре. 

Уличная экспозиция на заднем дворе Манежа состояла из 14 манифестов молодых архитекторов, представивших свое видение архитектона Малевича. Получился своеобразный архитектурный сад.

Отмечу вклад в организацию такого яркого городского события Сергея Падалко, который собрал и гармонизировал разношерстное наполнение фестиваля простым и эффектным экспозиционным дизайном.   

Нам, как организаторам, было важно, чтобы посетители, как это происходит, например, на Венецианской биеннале, с первого дня видели, что заслуживает особого внимания с точки зрения экспертов, что жюри считает лучшим из сделанного за определенный период. Это провоцирует более пристальный взгляд посетителя и размышления на тему архитектуры как части жизни.

Самый, пожалуй, принципиальный с точки зрения организации премии момент – жюри на этом «Архитектоне» было максимально дистанцировано от участников фестиваля. В его составе не было ни одного действующего петербургского архитектора. Экспертами выступали авторитетные московские зодчие, педагоги, общественные деятели, журналисты, критики.

Результат работы жюри премии «Архитектон» 2023 года лично для меня очень показателен. Гран-при эксперты отдали молодому «внеблоковому» бюро за очень сдержанный, элегантный проект, который лично мне очень нравится – отель «Времена года» Rhizome group. Мне приятно, что такая «негромкая» и небольшая по масштабу архитектура была по достоинству оценена жюри. Это пример самостоятельной мастерской, в которой работают недавние выпускники ГАСУ, которая делает хорошую архитектуру.

Георгий Снежкин, архитектор, куратор фестиваля

ОБЛАДАТЕЛИ ПРЕМИЙ

Премия вручалась в четырех номинациях. Также была вручена премия для молодых архитекторов до 35 лет ««Архитектон» + Локус».

Гран-при фестиваля «Архитектон» получил отель «Игора. Времена года», спроектированный бюро RHIZOME. Этот отель стал лучшим и в номинации «Лучший реализованный объект общественной функции».

Лучшим проектом общественной функции признан Музейный комплекс «Центр промышленного прогресса» для города Выкса Нижегородской области архитектурного бюро «Студия 44» и мастерской «Витрувий и сыновья».

Лучшим реализованным объектом жилой функции жюри признало «Виллу Петергоф» Архитектурной мастерской «Головин&Шретер».

Лучшим проектом жилой функции назван жилой комплекс WarmStone от MAYAK ARCHITECTS.

Премию ««АРХИТЕКТОН» + Локус» в номинации «Лучший дипломный проект» получил выпускник Санкт-Петербургского горного университета Андрей Кустов за работу «Проект реновации приневских территорий – «Речных ворот» Санкт-Петербурга».

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020